Пешеходные маршруты через г. Сивуля популярны у любителей Карпат. Гора находится в самом сердце Горган между с. Быстрица и с. Осмолода.
Эти районы не посещают массовые туристы. Здесь спокойно. Сивуля самая высокая в массиве Горган, но доступная и простая гора.
Я очень люблю эти горы.
В 90-х каждый год летом ходил на Сивулю с друзьями-студентами. Крайний раз был здесь в 1997 году и сейчас готовился к походу, вспоминая старые истории и рассматривая еще чернобелые фотографии.
Хотел показать вам Сивулю во всей красе с разных сторон, но... к сожалению, погода не позволила. Из моего "фирменного" маршрута Осмолода - хр. Матагов - г. Игровец - г.Сивуля - г. Станимир - Максимец,выпала гора Станимир.

Начинается маршрут в с. Осмолода. Добираюсь до Осмолоды я следующим образом: трамвай, метро, электричка, самолет, такси, поезд, такси. Далековато получается... Но даже если вы живете в г. Ивано-Франковск добраться до Осмолоды без пересадок общественным транспортом невозможно.
Осмолода - карпатский "медвежий угол".

Живет в Осмолоде 60 человек. Все эти люди не колоритные Гуцулы, а Бойки.
Бойки и Гуцулы отличаются. На Бойков не так сказывалась цыганщина культура Румынского народа, и они не такие колоритные. Более славянские что-ли. Исторически основным хозяйственным занятием Гуцулов было горно-пастбищное скотоводство у Бойков, кроме этого, исторически было распространено подсечное (вырубно-огневое) земледелие.

В Новом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона начала 20 века:

"Бойки — одно из горных племен галицких русин, являющихся ветвью южно-русского племени; заселяет гористую часть Стрыйского и Самборского окр. Галиции (Австрия), между истоками Днестра и Сана и р. Ломницей, в количестве до 100 000 душ. «Бойко», «Бойкиня», «Бойко жовточеревый» — насмешливо называютъ их соседи, жители равнины; сами же себя бойки называют «верховинцами». Земледелие среди Б. развито слабо; главным их занятием является торговля скотом, который они выращивают на горных пастбищах. В их руках находится также разносная торговля — сыром, фруктами и пр. Быт этого племени представляет много интересных переживаний в области материальной культуры и фольклора, делающих его изучение очень ценным для малорусской этнографии. Бойки, по данным, собранным Ф. К. Волковым имеют головной показатель несколько выше 84 (брахицефалы), рост ниже среднего, цвет волос и глаз преобладающий темный. Эти и другие особенности их типа, указывая, по-видимому, на несколько меньшую чистоту племенного состава, чем у гуцул (см.), вполне, однако, объединяют их с ближайшими соседями — гуцулами и лемками (см.)."

Современная wikipedia о Бойках http://ru.wikipedia.org/wiki/Бойки

На украинском языке о бойках можно почитать здесь http://www.karpaty.lviv.ua/Autogen/Pages/Administrative%20divisions/boiky.html

Некоторые исследователи считают бойков предками сербов и хорватов.

Советская и существующая власть не выделяет бойков как отдельный народ. "Бо́йки — этническая общность украинцев, проживающая на западной Украине и официально рассматриваемая властями Украины, а также советскими и украинскими этнографами, лингвистами, филологами как этнографическая группа украинцев."
Но с этой точкой зрения не все русины (к ним относятся и бойки) согласны. В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН рекомендовал правительству Украины рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства, поскольку имеются «существенные отличия между русинами и украинцами». Украинская власть этот вопрос, естественно, рассматривать не собирается т.к. незалежность Украины - это незалежность, а незалежность русин от Украины - это уже сепаратизм. Но проблема существует, хотя остроты ее не ощущается на месте.  Статья в wiki о русинах http://ru.wikipedia.org/wiki/Русины.

Такая национальная политика привела к тому, что во время переписи населения в 2001 году 131 человек указали свою принадлежность к этнографической группе бойки.
В начале ХХ века бойками называли себя 100 000 человек.

Вернемся к Осмолоде.

Это поселок лесорубов. Первый раз я посетил Осмолоду в середине 80-х.
Я был пионером и отдыхал в пионерском лагере поблизости. Досуг пионера в лагере был разнообразен и интересен. Мне больше всего в этом лагере нравилось раздолбайство вожатых. За старшими пионерами особо никто не смотрел и мы были предоставлены сами себе. Я с товарищем с утра уходил за грибами в окрестные леса и бродил в них до вечера, с возвратом на обед. Вечером, перед дискотекой, мы грибы чистили и сушили в котельной. Сколько тонн грибов я собирал в месяц я уже не помню 🙂
Однажды пионер-руководство решило нас отвезти в Осмолоду. Показать как живут лесорубы. Загрузили нас в Пазик, и с песнями мы понеслись в Осмолоду.
Через минут 15 наше хоровое пение прервал крик водителя: "Бля!!! Ведмидь!!!". Пазик с визгом затормозил.
Действительно, на дороге стоял медведь. Все сначала испугались, но потом повылазили в окна и начали приглашать медведя к себе в автобус. Медведь подошел в плотную. Всем было весело. Кроме водителя, который уже на своем Пазике, видать, удирал от медведя и не совсем удачно. "Только бы не перевернул нас...", - прошептал наш опытный водитель. Медведь несколько раз обошел автобус со всех сторон. Наконец, водила отошел от ступора, и как только медведь оказался сзади автобуса, ударил по газам и наш чудо-пазик с визгом, как болид формулы 1, ушел на горизонт.
Осмолода встретила нас проливным дождем. Пазик остановился около лесной конторы и наше начальство пошло договариваться об экскурсии. Вокруг под дождем ходили хмурые, неприветливые, одетые как золотоискатели на диком западе, лесорубы. Сама Осмолода мне, подростку,  напоминала типичный городишко из вестерна. Через какое-то время наше начальство вернулось и сообщило, что лесорубы их послали с экскурсией куда подальше и мы возвращаемся в лагерь, а взамен экскурсии пойдем все собирать грибы. Жаль, конечно, зато увидели медведя. На это предложение мы хором ответили: "Грибы нас уже задолбали". В ответ пионер-начальство подумало и сказало : "Никак не угодишь вам! Тогда пойдем малину в лесу собирать!" Ну это другое дело! И мы с песнями понеслись обратно в лагерь. Медведя ни на дороге ни в малиннике рядом уже небыло.

Продолжение